Итоговое сочинение (изложение)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Средняя школа № 14"

 города Смоленска

Итоговое сочинение (изложение)

 

2018-2019 учебный год

 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации является обязательным для обучающихся XI (XII) классов; для остальных категорий сочинение (изложение) проводится по желанию.

 

  Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) и согласие на обработку персональных данных

подается лично на основании документа, удостоверяющего личность, или родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

 

для обучающихся 11 (12) классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

 

для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства.

 

Местом ознакомления

 

с результатами итогового сочинения (изложения) является образовательная организация, в которой вышеуказанные обучающиеся, выпускники прошлых лет писали итоговое сочинение (изложение).

 

Ознакомиться

 

с результатами можно будет через три рабочих дня после написания сочинения (изложения).

 

  Срок действия итогового сочинения (изложения)

 

  Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут повторно участвовать в написании итогового сочинения, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

Дата проведения итогового сочинения (изложения)

Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

05.12.2018г.

до 22.11.2018г.

06.02.2019г.

до 25.01.2019г.

08.05.2019г.

до 26.04.2018г.

 

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

 

Отцы и дети

Мечта и реальность

Месть и великодушие

Искусство и ремесло

Доброта и жестокость

 

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


 

Методические материалы 

по проведению итогового сочинения (изложения) 

 2018-2019 учебный год

 

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

 

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования

 

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

 

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

 


Инструктивные материалы

по проведению итогового сочинения (изложения)

в 2018/2019 учебном году

 

Инструкция для руководителя образовательной организации.

 

Инструкция для технического специалиста при проведении итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для участников итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом комиссии образовательной организации по проведнию.

 

Инструкция для участников итогового сочинения.

 

Инструкция для участников итогового изложения.

 


 

2017-2018 учебный год

 

Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718   О направлении методических рекомендаций при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017- 2018 уч. году

 

Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 27.10.2017 № 920-ОД "О порядке проведения итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2017/18 учебном году"

 


Методические рекомендации

 

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

 

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

 

Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году


 

 Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации является обязательным для обучающихся XI (XII) классов; для остальных категорий сочинение (изложение) проводится по желанию.

 

  Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) и согласие на обработку персональных данных

подается лично на основании документа, удостоверяющего личность, или родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

 

для обучающихся 11 (12) классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

 

для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства.

 

Местом ознакомления

 

с результатами итогового сочинения (изложения) является образовательная организация, в которой вышеуказанные обучающиеся, выпускники прошлых лет писали итоговое сочинение (изложение).

 

Ознакомиться

 

с результатами можно будет через три рабочих дня после написания сочинения (изложения).

 

  Срок действия итогового сочинения (изложения)

 

  Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут повторно участвовать в написании итогового сочинения, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

Дата проведения итогового сочинения (изложения)

Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

06.12.2017г.

до 22.11.2017г.

07.02.2018г.

до 24.01.2018г.

16.05.2018г.

до 02.05.2018г.


Особенности формулировок тем итогового сочинения 2017/2018 учебного года

 

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

 

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены  5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  1. «Верность и измена»,
  2. «Равнодушие и отзывчивость»,
  3. «Цели и средства»,
  4. «Смелость и трусость»,
  5. «Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

1.    «Верность и измена». 


В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 

2.    «Равнодушие и отзывчивость»


Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

 

3.    «Цели и средства» 


Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

 

4.    «Смелость и трусость» 


В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

 

5.    «Человек и общество»

 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 

 

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;

  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.09.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»