Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Средняя школа № 14"

 города Смоленска

Итоговое сочинение (изложение)

 

 

2019-2020 учебный год

 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации является обязательным для обучающихся XI (XII) классов; для остальных категорий сочинение (изложение) проводится по желанию.

 

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) и согласие на обработку персональных данных

подается лично на основании документа, удостоверяющего личность, или родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

 

для обучающихся 11 (12) классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

 

для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства.

 

Местом ознакомления

 

с результатами итогового сочинения (изложения) является образовательная организация, в которой вышеуказанные обучающиеся, выпускники прошлых лет писали итоговое сочинение (изложение).

 

Ознакомиться

 

с результатами можно будет через три рабочих дня после написания сочинения (изложения).

 

  Срок действия итогового сочинения (изложения)

 

  Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут повторно участвовать в написании итогового сочинения, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

 

График подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)

 в 2019/2020 учебном году

 

Мероприятие

Место

Дата

Дата

Дата

Проведение итогового сочинения (изложения)

образовательные организации

4 декабря 2019

5 февраля 2020

6 мая 2020

Подача заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) всеми категориями участников

места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении)

до 20 ноября 2019

до 22 января 2020

до 22 апреля 2020

Ознакомление обучающихся с результатами (указаны примерные даты информирования)

образовательные организации

до 18 декабря 2019

до 19 февраля 2020

до 16 мая 2020

 

Итоговое сочинение (изложение) 2019-2020 учебный год

 

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/2020 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги


Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

 

2. Надежда и отчаяние


В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

 

3. Добро и зло


Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

 

4. Гордость и смирение


Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

 

5. Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 

Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

 

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2019-2020 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888

1.     Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.

 

2.     Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

 

3.      Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

 

4.      Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

 

5.      Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

 

6.     Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.

 

7.     Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

 

8.     Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

 

Письмо Рособрнадзора от 06.11.2019 г. № 10-977 

ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

Размещены мультимедийные учебные материалы (видеоролики) для участников итогового изложения, участников итогового сочинения и для учителей:

 

На сайте ФИПИ

На официальном Youtube-канале Рособрнадзора

На портале ЕГЭ

На сайте Рособрнадзора

 

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому  сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

·         Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

·         Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению

·        Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы


 

Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев


 

Методические материалы 

по проведению итогового сочинения (изложения) 

 2018-2019 учебный год

 

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

 

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования

 

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

 

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

 


Инструктивные материалы

по проведению итогового сочинения (изложения)

в 2018/2019 учебном году

 

Инструкция для руководителя образовательной организации.

 

Инструкция для технического специалиста при проведении итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

 

Инструкция для участников итогового сочинения (изложения), зачитываемая членом комиссии образовательной организации по проведнию.

 

Инструкция для участников итогового сочинения.

 

Инструкция для участников итогового изложения.

 


 

2017-2018 учебный год

 

Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718   О направлении методических рекомендаций при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017- 2018 уч. году

 

Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 27.10.2017 № 920-ОД "О порядке проведения итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2017/18 учебном году"

 


Методические рекомендации

 

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования

 

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

 

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

 

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

 

Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году


 

 Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации является обязательным для обучающихся XI (XII) классов; для остальных категорий сочинение (изложение) проводится по желанию.

 

  Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) и согласие на обработку персональных данных

подается лично на основании документа, удостоверяющего личность, или родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

 

для обучающихся 11 (12) классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

 

для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства.

 

Местом ознакомления

 

с результатами итогового сочинения (изложения) является образовательная организация, в которой вышеуказанные обучающиеся, выпускники прошлых лет писали итоговое сочинение (изложение).

 

Ознакомиться

 

с результатами можно будет через три рабочих дня после написания сочинения (изложения).

 

  Срок действия итогового сочинения (изложения)

 

  Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут повторно участвовать в написании итогового сочинения, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

Дата проведения итогового сочинения (изложения)

Сроки подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

06.12.2017г.

до 22.11.2017г.

07.02.2018г.

до 24.01.2018г.

16.05.2018г.

до 02.05.2018г.


Особенности формулировок тем итогового сочинения 2017/2018 учебного года

 

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

 

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены  5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  1. «Верность и измена»,
  2. «Равнодушие и отзывчивость»,
  3. «Цели и средства»,
  4. «Смелость и трусость»,
  5. «Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

1.    «Верность и измена». 


В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 

2.    «Равнодушие и отзывчивость»


Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

 

3.    «Цели и средства» 


Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

 

4.    «Смелость и трусость» 


В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

 

5.    «Человек и общество»

 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 

 

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;

  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"